Франшиза

Слово франшиза произошло из французского языка,  franchise, которое означает «льгота, привилегия».

Франшиза буквально: право действовать предпринимателю от своего имени, используя технологию, бизнес-процессы, сырьё, товарные знаки и/или бренды франчайзера. Франшизу можно сравнить с термином «аренда».

Термины:

Франчайзер — тот кто владеет брендом, предоставляет право использования своего товарного знака.

Франчайзи — тот, кто «берет в аренду» право товаров и технологий бренда

Паушальный взнос — фиксированная сумма, единоразовый взнос владельцу бренда, чтобы получить право работать с брендом и знания о бизнес-процессах.

История появления франшизы

Первым, кто применил первый прототип франшизы, был Исаак Зингер, создатель швейных машин «Зингер». Он не только усовершенствовал конструкцию и создал современную швейную машину, но и основал систему, которая считается первым прототипом современного франчайзинга.

С 1851 года производя швейные машины, компания Зингера продавала технику и услуги по обслуживанию, передавая партнерам право представлять свой бренд. Именно благодаря тому, что швейным машинам требовалось сервисное обслуживание, сама жизнь привела бизнесмена к разработке системы по передаче исключительных прав продажи и обслуживания швейных машин на определённой территории. Первые франшизы Зингера по факту были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать поставляемую технику.

Примерно через сорок лет, в 20-е годы прошлого века получил развитие товарный франчайзинг. Для владельцев розничных магазинов крупные оптовые поставщики предоставляли возможность получать многочисленные скидки, использовать бренд торговой фирмы.

Примеру торговых компаний последовали нефтеперерабатывающие компании. Первые сетевые бензоколонки появились именно по системе франшизы.

Я не думаю, что есть какая-то франшиза, более мощная, чем наша, для обеспечения потребительского опыта, и мы не уступим это никому, включая Microsoft

 Джон У. Томпсон, председатель Microsoft

Классический франчайзинг сформировался в начале 50-х годов прошлого столетия благодаря появлению известного всем бренда Макдональдс. Сеть кафе стала развиваться по системе франшизы, когда вместе с брендом стала передаваться целая система ведения дела. В современном договоре франшизы Макдональдса предусмотрены все детали вплоть до цветовой гаммы и размер столиков в кафе.

В Россию франчайзинг пришел в 1990-е годы в момент развития предпринимательства, пекарни по производству пиццы стали первыми российскими франчайзи.

Категории франшиз в современной России очень разнообразны: барбершопы, студи маникюра, например, Студия Лены Лениной, франшизы спортивных клубов, книжных издательств, например, франшиза издательства ЭКСМО, франшиза российского часового завода Ника и многие другие.

Примеры брендов одежды, белья, которые представляют собственные франшизы в России:

Lady Sharm Франчайзинг женской одежды больших размеров.

BRUSNIKA

VISAVIS

СТИЛЬПАРК

Франчайзер хорошо изучил рынок, благодаря этому он формирует хорошую репутацию и узнаваемый имидж своего бренда.

Продажа франшизы бренда — это предложение повторить успех компании.

Франчайзер обеспечивает разного вида поддержку своих партнеров, например, маркетинговую, рекламно-информационную, предоставляет обучение для специалистов.

Сарафан24.ру — это сообщество российских фабрик-производителей одежды, оптовых покупателей и магазинов одежды. У нас легко собирать и публиковать все, что связано с коммерческой российской модой, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать коллекции.