Ирина Прохорова про изучение истории цвета как возможности оживить историю человечества, чтобы почувствовать глубину

и богатство творчества различных групп.

Ирина Дмитриевна Прохорова — российский литературовед, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение», издатель, глава одноимённого издательского дома. 

В интервью редактору Сарафан24.ру Ирина Прохорова рассказала про изучение истории цвета как возможности оживить историю человечества, чтобы почувствовать глубину и богатство творчества различных групп.

Розовый цвет был мужским цветом, потому что это был оттенок красного. А красный цвет с античных времен ассоциировался с властью, с высоким социальным статусом, богатством и влиянием. Это, как правило, все-таки были мужчины. Поэтому даже на этом маленьком примере можно показать, как динамично меняются наши представления о действительности. И то, что нам сейчас кажется скандальным и непривычным, через некоторое время может оказаться, что это будет традиционный цвет, к которому все будут прибегать, чтобы в общественном пространстве представить себя как некую, я бы сказала, важную персону.

Еще один пример, который мы можем видеть из истории моды о части цвета, мужчины, начиная с 19 века со времен промышленной революции, носят почти неизменные костюмы темных цветов. И цветная одежда это уже с 19 века была прерогативой женщин. Но мы знаем, что в 18 веке мужчины одевались так же пышно, так же роскошно, как и женщины. Это никак не умоляло их мужественности. Это просто показывало их социальный статус, богатство и во многом их даже удаль. Мужчины носили кружева, украшения, серьги и так далее. Все это мы знаем по портретам и по описаниям. Так вот сейчас мы видим, когда идет эволюция в моде, когда мужчинам предлагают яркие одежды, это вызывает отторжение. А выясняется, что это просто предрассудок, которому всего 200 лет.

Связь технологических процессов, научно-технического прогресса и семиотика цвета — она как раз и проступает в этих книгах. Это очень интересная история.

Пастуро показывает, что ни один цвет не воспринимался однозначно. Он берет западно-европейскую культуру прежде всего. Но в данном случае российская культура не сильно отличается от западно-европейской по семиотике цвета. Самое интересное в этих книжках про каждый цвет, что не было никогда однозначного значения цвета. Всегда его смысл менялся на протяжении веков. И, например, частый пример — синий цвет, который в западно-европейской традиции средневекового Ренессанса — это цвет Мадонны, цвет чистоты, неба. И мы видим, что на всех картинах Возрождения она в синих одеяниях. Это как бы ее цвет. А например, в Древнем Риме это был цвет рабов. И во многом это интересно связано с черным цветом, который мы однозначно считаем, что это цвет траура, а белый цвет — это цвет свадебный. Так вот эти цвета получили свое окончательное значение только в 19 веке. А до этого, например, замуж женщины выходили в самых разных цветах, часто в пышных красивых нарядах и в красных иногда. Белый цвет восторжествовал в 19 веке. Как известно начало этому положила королева Виктория, которая венчалась в белом платье. А поскольку она была такой трендсеттер, как бы мы сейчас сказали, этот цвет постепенно укрепился в качестве цвета чистоты, невинности и прочих вещей. И еще про черный цвет. Ведь интересно, если вы посмотрите до 19 века, черный цвет не был однозначно цветом траура, то есть он употреблялся часто, но совершенно не обязательно. И интересно, это связано не только с отвлеченными идеями, а грубо говоря, связано с развитием химической промышленности. Дело в том, что до 19 века не было химических красителей. И красить в черный цвет было очень сложно, он был очень дорогой. То есть черные одеяния носили люди большого достатка. И мы можем видеть это на портретах 18 века. Если увидите там человека в черном, значит, человек – богатый, знатный, высокого происхождения. А вот когда 19 век получил возможность создавать яркие цвета из химически стойких красителей, черный цвет стал доступен и другим социальным группам и классам. И тогда он утверждается для всех как цвет траура. И вот именно это, как мне кажется, очень интересно. И вот эта связь технологических процессов, научно-технического прогресса и семиотика цвета — она как раз и проступает в этих книгах. Это очень интересная история.
Мы знаем, например, что первый цвет, вообще в древнем мире появившийся, это был красный. Потому что найти краситель в природе было легче всего. Поэтому в наскальных росписях обычно красный и черный цвета сочетаются. И например, в Древнем Риме красный цвет считался таким ярким, вызывающим, цветом силы. Недаром Папы Римские до сих пор носят красные одеяния. Но интересно, о чем пишет Пастуро в книжке о красном цвете, что в Древнем Риме красный цвет ценился, его носили самые богатые и знатные люди и не разрешалось носить более низшим классам и сословиям. Но тогда технология выделки требовала привлечения, например, мочи и многих других продуктов телесной деятельности. Окрашивалось это очень красиво, но ткань эта пахла ужасно, отвратительно. И все равно носили эту ткань, потому что показать свой статус было важнее вот таких обонятельных вещей. И поэтому, если кто серьезно занимался и читал древнеримскую литературу, там очень много сатирических произведений по поводу того, как отвратительно пахнет тот или иной человек. И часто были сравнения, кажется, это у Ювенала было, о том, что он пахнет так, как будто бы красную ткань окрасили два раза.

Это очень интересно: если мы прочитаем сквозь историю цвета историю цивилизационных процессов, мы получим какую-то другую историю. Более интересную, неоднозначную, богатую вот такими открытиями и таким творчеством различных групп. Потому что история у нас обычно история царей-героев, военачальников, история государственная. А история цвета и трансформация общества сквозь повседневность и какие-то наши жизненные практики дают нам более глубокое представление о сложности исторических процессов, их неоднозначности, когда в разных сферах жизни происходили разные процессы. Читайте книги Мишеля Пастуро про семиотику цвета и вообще книжки, связанные с теорией и историей моды.

Сарафан24.ру — это сообщество российских фабрик-производителей одежды, оптовых покупателей и магазинов одежды. У нас легко собирать и публиковать все, что связано с коммерческой российской модой, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать коллекции.