Как выглядит усадьба Петра Щукина — знаменитого коллекционера из семьи московских купцов Щукиных — торговцев тканями

Дошедшая до наших дней коллекция Петра Щукина отражает быт практически всех сословий России XVII—XIX веков. По определению И.Э.Грабаря, она содержит «настоящие жемчужины». К ним, безусловно, относятся вещи, имеющие владельческие и иные надписи, например, шитье, датированное 1389 годом, с указанием имени заказчицы — княгини Марии Александровны, дочери тверского князя Александра Михайловича и жены великого московского князя Симеона Гордого. Этот первый дошедший до нас датированный памятник московского лицевого шитья изображает торжественную встречу Дмитрия Донского и Владимира Храброго — победителей Мамая на Куликовом поле. 

Кроме того, в щукинской коллекции есть гобелены Санкт-Петербургской шпалерной фабрики, основанной Петром I в 1716 году; шелковые мебельные материи Лазаревской фабрики XVIII века; кафтаны, камзолы, шелковые и парчовые сарафаны из русских тканей XVIII века; образцы русских гвардейских сукон Ямбургской фабрики времени Екатерины И; салфетки и скатерти Ярославской фабрики Затрапезнова, с гербом Бирона и с шифрами Анны Иоанновны, Екатерины II и Александра I. 

Своей представительностью и ценностью отдельных предметов поражала современников П.И.Щукина его коллекция золотых и серебряных изделий XVI—XIX веков — жалованных и имеющих владельческие надписи ковшей, кубков, чарок, стаканов, братин, блюд, кружек, ложек, разной посуды. В процессе развития эта коллекция была дополнена многочисленными памятниками, в том числе и мемориальными, церковного искусства, а также украшениями, предметами быта, убранства интерьера, личного обихода, различными формами посуды — замечательными образцами национального художественного творчества, историческое значение которых было выявлено их первым собирателем. 

Прекрасна коллекция серебряных жалованных ковшей, которая позволяет проследить эволюцию русского серебряного дела и изменение стилей, начиная с XVII и заканчивая XIX веком. Среди этих предметов особенно интересен стакан, гравированный известным мастером XVII столетия Василием Андреевым. 

Для тех, кто специально изучает русское сканное, финифтяное и черневое дело, щукинская коллекция — богатейший кладезь материала. В его собрании представлены все русские центры художественной эмали. Широкий кругозор позволил собирателю аккумулировать у себя памятники, собранные им со всей России. Во многом благодаря его стараниям сегодня сохранено самое крупное собрание устюжской эмали с накладками XVIII века. По разнообразию и общему количеству предметов оно превосходит весь остальной дошедший до нас комплекс изделий в этой технике. Лучшие экземпляры северорусских эмалей других художественных школ тоже оказались в его собрании — усольские расписные эмали, устюжские перегородчатые с росписью. Их истинную ценность многие специалисты смогли понять лишь после того, как из отдельных, возможно случайно приглянувшихся экземпляров Щукин создал коллекцию. 

В России остались три коллекции известных коллекционеров из семьи Щукиных — Петра, Сергея и Дмитрия. Очень точную оценку деятельности Щукиных дал Александр Бенуа: «И все Щукины собирали не только для себя, но для того, чтобы одарить собранным родную страну, родной город — поистине царскими дарами. Какая прекрасная затея — родственная той, которой жили братья Третьяковы и которая лучше, чем что-либо, говорит об исключительных духовных силах, о каком-то удивительном патриотизме именитого московского купечества». 

Афиша города Москвы: культурные и деловые события столицы