Понева
Понёва была распространена в южных регионах Руси и в Беларуси. Это поясная одежда из трёх и более сшитых кусков ткани, специально сотканных из шерсти. Понёва оборачивалась вокруг бедер, закреплялась на талии с помощью гашника – шерстяного шнура.
Понева — это элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких материй ткани. Выбиралась обычно темно-синяя клетчатая или чёрная, реже красная. Подол богато украшелся обережной вышивкой.
Если рассматривать вопрос более детально и говорить о костюме в целом, как о комплексе одежды, то в основе женского русского народного костюма была рубаха. Рубаху носили и девочки, и девушки, и старухи, А вот уже поверх рубахи, в зависимости от возраста, надевались дополнительные элементы. И, как раз таки, в южных регионах Руси поверх рубахи девушки, выходившие замуж, надевали понёву.
Такой комплекс одежды так и назывался – понёвный, в который входил так же головной убор (кичка, сорока) и особая плечевая и нагрудная одежда.
В чем еще смысл поневы?
Понева крепилась с помощью гашника. Так назывался пояс, шнурок, верхняя поясная кромка штанов или юбки.
Пояс относился к оберегам и был обязательной принадлежностью русской народной одежды. Разделяя верхнюю и нижнюю части тела человека, связывая верхнюю и нижнюю части одежды, пояс тем самым одновременно отделяет и связывает высшее и низшее начала в человеке.
Обряд Надевания поневы
Цитата Д.Ф. Зеленина Обрядовое празднество совершеннолетия девицы у русских
Источники наши следующие:
1. Путешествовавший в 1823 году по южной России А. Глаголев сообщает в своих «Записках» между прочим следующее о жителях принадлежавших графу Бобринскому сел Богородицкого уезда Тульской губернии: «Вообще обычаи здешних крестьян отличаются своею странностию. Девки ходят здесь до 15 и до 16 лег в одних только рубашках, опоясанных красным шерстяным поясом; а по прошествии этого срока на девку надевают поневу (так, как у римлян надевали на семнадцатилетнего юношу пурпуровую тогу). Обряд же надевания поневы совершается в день именин девки, в присутствии всей родни ее. В это время именинница становится обыкновенно на лавку и начинает ходить из одного угла в другой. Мать ее, держа в руках открытую поневу, следует за нею подле лавки и приговаривает: „Вскоци, дитетко; вскоци, милое»; а дочь каждый раз на такое приветствие сурово отвечает: „Хоцу — вскоцу, хоцу — не вскоцу». Но как вскочить в поневу значит объявить себя невестою и дать право женихам за себя свататься, то никакая девка не заставляет долго за собою ухаживать да и никакая не дает промаху в прыжке, влекущего за собою отсрочку в сватовстве до следующего году».
На обложке: Понева. бренд Крестецкая строчка