Сарафан

Сарафанный комплекс

Северорусский комплекс с сарафаном бытовал не только на Русском севере, но и в центре, в районах Поволжья, Урала, Сибири, а также в некоторых южных и западных губерниях России, состав этого комплекса входили: рубаха, сарафан, пояс, передник, душегрея, головной убор, обувь, дополнения и украшения.

Термин «сарафан» первоначально с XIV по XVII в. обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI в. этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через олову) или распашную (на сквозной застежке спереди) одежду.

Уже с XVI в. сарафан навсегда вытеснил из городской моды поневу и распространился повсеместно, в то числе и в сельской местности. В зависимости от материала, кроя или места бытования он мог называться «ферязью», «сукманом» «шубкой», «костоланом», «атласником», «кумачником» и др. В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата. В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие «золотые» сарафаны — вышитые золотными цветами по белой ткани.

Вместе с тем в некоторых северных губерниях девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.

По покрою все сарафаны делятся на четыре основных типа. Наиболее древним считается глухой косоклинный сарафан («глухарь», «горбун», «костолан» и проч.). На сгибе перегнутого пополам полотнища прорезали отверстие для головы. Дополнительные клинья соединяли перед и спинку сарафана. Первоначально наиболее старинные образцы сарафанов имели «для фасона» пришитые со спины длинные узкие рукава, зачастую фальшивые. Обычно их затыкали за пояс или связывали узлом на спине. Такие сарафаны сохранялись в быту псковских староверов и в Новгородской губернии до второй половины XIX в.

Ко времени возникновения Московского царства этнографы относят распространение распашных косоклинных сарафанов. Основной их признак — два прямых полотнища спереди и одно сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIII в. линии застежки их украшали полосами мишурного кружева или позумента. С середины XIX в. эта отделка заменяется покупными лентами темно-желтого цвета с вытканными мотивами розоватых гвоздик.

Особую роль в украшении распашных сарафанов играли пуговицы. Филигранные, со стеклянными вставками, дутые, гладкие, ажурные — они порою достигали размеров куриного яйца. Сильно расклешенный силуэт косоклинных сарафанов, вертикальные линии отделки подчеркивали стройность женской фигуры.

Более поздние «прямые» или «круглые» («московские») сарафаны относятся к третьему типу. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ — «точей», густо сосворенных у верхнего края. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался «с передком» или «с грудкой». Обычно круглые сарафаны украшались по подолу двумя-тремя полосами кружев, лент или позумента.

И, наконец, сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу. Они бытовали в центральных районах России.

В сарафанный комплекс так же, как и во все другие комплексы женской русской народной одежды, входил пояс («покромка», «подживотник», «надживотник», «опояска»). Его ширина могла составлять от 1 до 10 см. По технике изготовления пояса делились на плетеные, тканые, витые. Иногда, чаще в свадебных обрядах, в качестве поясов использовались рушники.

На рубеже XIX и XX вв. распространились пояса, сшитые из фабричной ткани или состоявшие из ленты, полосы позумента. Н. И. Лебедевой и Г. С. Масловой отмечены женские матерчатые, бисерные и Даже жемчужные пояса, а также пояса металлические (серебряные) — главным образом у казачек. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съемные карманы — «лакомники». Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку («вставаранку»), что, по поверью, помогало им просыпаться рано по утрам. Праздничный костюм дополнялся нарядным носовым платком, который принято было держать в левой руке.

Важной составной частью северорусского костюма была душегрея — род короткого кафтана с рукавами («холодник») или без рукавов («обжим»). Бытовала и совсем коротенькая безрукавка на лямках («перышки», «боры», «епанечка») с трубчатыми складками на спине. Особенно нарядные образцы такой одежды изготавливались из узорных шелковых тканей, парчи, бархата, сплошь расшитого золотными нитями. Зачастую для отделки использовали золотную бахрому, блестки, бисер. Для тепла душегрейки подбивали ватой.

Женский северорусский костюм отличался от девичьего головным убором. Женщины носили кокошники или повойники, а девушки — мягкие или твердые повязки в виде обруча. Общим, наиболее распространенным головным убором женщин и девушек в русских деревнях к концу XIX в. стал платок.

Излюбленными украшениями северорусских крестьянок были кольца и перстни, янтарные бусы-«янтари» (обычно темного оттенка гречишного меда, в неправильной овальной окатке), жемчужные серьги и поднизи, ожерелья, серебряные цепи. Изначально все украшения народного костюма обладали обереговым значением.

Следует отметить, что в сарафанном комплексе центр композиционной связи всех элементов костюма, декорировавшийся особенно пышно, приходился на верхнюю часть костюма — головной убор и плечевой пояс.

На рубеже XIX и начала XX вв. переходной формой от сарафана к юбке в некоторых губерниях стала юбка на длинных лямках — сарафан-юбка. Тогда же повсеместно в моду вошла городская «парочка» — пышная юбка с приталенной кофтой, сшитые из одной яркой ситцевой ткани.

Парочка дополнялась платком, завязанным под подбородком. Деревенские модницы к парочке надевали белые чулки и красные козловые ботинки на резинках («полсапожки»). По словам Пармона, распространение этой городской моды привело «к утрате модульного построения форм народного костюма».

Вместе с тем примечательно, что в Московской губернии крестьянки уже в 80-е гг. XIX в. по праздникам ходили в городских платьях, шляпках, нитяных перчатках и с зонтиками.

Сарафан24.ру

Сарафан24 — это сообщество российских фабрик-производителей одежды, оптовых покупателей и магазинов одежды. У нас удобно собирать и публиковать все, что связано с коммерческой российской модой, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать коллекции.