Дата последнего обновления: 13 августа 2019      1196      0

Сонеты на рубашках

Почем рубашка

Леонид Тишков

«Рубашку» поэта Генриха Сапгира, которая висит на вешалке у меня в студии, можно причислить к произведению современного искусства по умолчанию. И, наверное, это произведение должно сколько-то стоить. Сколько же может стоить эта рубашка?

В 1962 году мой тесть, будучи на Всемирном конгрессе профсоюзов в Чехословакии, купил ее в пражском центральном универмаге за 24 кроны, что в пересчете на сегодняшние российские деньги составляет 125 рублей. Долгое время он носил ее с темными галстуками и без галстуков, пока она не вышла из моды. Потом она висела у него в шкафу среди прочих подобных рубашек. Цена ее катастрофически падала.

В 1989 году я должен был поехать на международную выставку визуальной поэзии в Кассель, где предполагалось мое выступление. Я попросил у своего тестя эту рубашку, так как у меня в то время вообще не было белых рубашек. Мой тесть с легким сердцем дал мне эту рубашку поносить, тем более, что я ехал первый раз за границу и должен был выглядеть солидно. До этого я бывал однажды только в ГДР.

На выступлении перед немецкой публикой в выставочном зале Хауптманшуле русско-германский поэт-«скрибентист» Валерий Шерстяной читал свои переводы Крученых, после чего показал зрителям, как русские поэты-футуристы раскрашивали друг друга, написав несколько слов тушью на моей ослепительно белой рубашке. Рубашка тестя была безнадежно испорчена.

По приезде домой я постирал рубашку, но заумные слова поэта-«скрибентиста» навсегда остались на спине и рукавах. Тестю я сказал, что рубашка мне так понравилась, что я бы хотел ее носить и в Москве, и он отдал мне ее насовсем. Цена этой рубашки упала ниже катастрофической отметки. Так она лежала у меня в шкафу, забытая и не надеванная больше ни разу.

И вот, когда в 1991 году я собирал выставку книг художников и поэтов «Авангард и традиция», я пригласил к участию поэта Генриха Сапгира, памятуя о его визуальных опытах. Генрих сказал, что «рубашки», которые он расписывал в начале 70-х годов, давно пропали, где-то затерялись на Западе, не вернувшись с выставок. Остались только воспоминания. Я предложил ему сделать «римейк» и принес эту самую чешскую, безнадежно испорченную рубашку. Генрих мастерски исполнил фломастером на ее спине один из «Сонетов на рубашке». Так у меня появился экспонат для выставки.

После феерического успеха «Авангарда и традиции» в Москве рубашка эта выставлялась во Франции, Великобритании, в Словакии, в Музее Энди Уорхола, где висела рядом с курточкой из змеиной кожи великого и ужасного Энди, после чего попала на свою родину в Прагу, потом совершила турне по музеям России. Цена ее медленно повышалась, так как из разряда потерянных для общества вещей она перешла в разряд «культурных ценностей». Публикации ее фотографий в каталогах и прессе подтверждали это. Мой рассказ в авторитетном журнале «ХЖ» об этой рубашке увеличит стоимость произведения в два раза.

Тут надо добавить важную ценообразующую вещь – уникальность. Это понимают музейщики и иногда прибегают к диссимуляции хронологии. Так, в галерее «На Каширке» в середине 90-х на выставке «В сторону объекта» было представлено несколько (!) расписных рубашек Генриха Сапгира из коллекции современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, датированных началом 70-х. Все эти рубашки были сделаны заново Сапгиром специально к выставке. Ни одной реальной из того времени рубашки у Генриха не сохранилось, как он мне говорил в 1992 году. Поэтому моя рубашка – более ранняя из восстановленных поэтом. В течение последних десятилетий цена «Рубашки Сапгира» только неуклонно растет, так как создание подобных «рубашек» больше невозможно, – Генриха Сапгира уже нет с нами.

Такова история обыкновенного произведения современного искусства, – она складывается из множества составляющих, где главные – реальная жизнь художника и фантастическая судьба вещи, когда из Золушки она превращается в принцессу.

Леонид Тишков
Родился в 1953 г. в г. Нижние Серги (Свердловская область). Художник, куратор, литератор. Один из ведущих современных художников. Автор многочисленных персональных выставок, в том числе в Музее современного искусства Софии Имбер (Каракас), в Музее Дюкского университета (США), в Центре современного искусства и архитектуры Фаргфабриккен (Стокгольм) и др.
Живет в Москве.

ТЕЛО

«Здесь только оболочка. Слезы вытри,» –
сказал отец Димитрий.

Продуто солнцем – всё в огромных дырах
И время водопадом – сквозь меня
Но стыну гипсом видимость храня
В метро в такси на улицах в квартирах

Меня легко представить как коня:
Храп трепет плоть. Но вообще я сыро:
Вспотевший вкус черствеющего сыра
В рогоже скользких мускулов возня

Чудовищный костюм – мильоны клеток
Дворец из тканей радужных расцветок
Пожалуй скиньте если надоест

Я многим тесно… А иным просторно…
Но вчуже видеть просто смехотворно
Как это решето спит! любит! ест!

ДУХ

Звезда ребенок бык сердечко птичье –
Все вздыблено и все летит – люблю –
И налету из хаоса леплю
Огонь цветок – все – новые обличья

Мое существованье фантастично
Разматываясь космос шевелю
И самого себя хочу настичь я
Стремясь из бесконечности к нулю

Есть! пойман!.. Нет! Еще ты дремлешь в стебле
Но как я одинок на самом деле
Ведь это я всё я – жасмин и моль и солнца свет

В башке поэта шалого от пьянства
Ни времени не знаю ни пространства
И изнутри трясу его сонет

Первое издание книги Генриха Сапгира «Сонеты на рубашках» было осуществлено издательством «Третья волна» (Париж, 1978 г.), второе — издательством «Прометеи” (Москва, 1989 г.). В течение непродолжительного времени оба тиража были распроданы.

 

СОНЕТ О ТОМ ЧЕГО НЕТ

То мяса нет – то колбасы то сыра
То шапок нет куда я ни зайду
Но я встречал и большую беду
Нет близких. Нет здоровья. Нет квартиры

Нет радости нет совести нет мира
Нет уваженья к своему труду
Нет на деревне теплого сортира
Нет урожая в будущем году

Но есть консервы РЫБНЫЕ ТЕФТЕЛИ
Расплывчатость и фантастичность цели
Есть подлость водка скука и балет –

Леса и степи, стройки и ракеты
Есть даже люди в захолустье где-то
И видит Бог! – хоть Бога тоже нет

МЫСЛИ

Вот отлетела – серая как моль
Вот развернулась – пестрая как веер
Навязчивые – только им позволь –
Всю ночь стучит и движется конвейер

Рассыплются – горох или фасоль –
Не соберешь – еще и сам рассеян…
ОГРОМНЫЕ И БЕЛЫЕ КАК СЕВЕР
Мучительная как зубная боль

Расставлены как шахматы – для дела
Застенчивая – держится в тени
И та которую хоть за уши тяни
Не вытащить – так накрепко засела!

Есть мысли в кресле, мысли на ходу
И эта мысль к которой я иду.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задайте вопрос прямо сейчас

Управляйте своим поиском с помощью Ассистента. Задавайте вопросы, поручайте задачи, узнавайте новости и просто общайтесь на Ярмарке. Ассистент от Сарафан24.ру – это личный помощник, который всегда с вами.

Задать вопрос

Запросить актуальный фотокаталог
Оставьте Ваш запрос напрямую производителю на оптовый фотокаталог прямо сейчас Запросите оптовый фотокаталог - индивидуальные условия от производителя Управляйте своим поиском: оставьте запрос напрямую производителю на оптовый фотокаталог женской одежды, производство Россия
Про деловой гардероб — фотогалерея Петербургского международного экономического форума 2019//Сарафан24.ру — аккредитованный участник Форума
Фотобанк ПМЭФ 2019

Тинатин Канделаки

Гардероб для активного возраста — мнения российских производителей женской одежды
Одежда Леди Шарм, Санкт-Петербург

Одежда Леди Шарм, Санкт-Петербург

Профи на Сарафан24.ру

Одежда Синар Новосибирск«Могу привести массу примеров, когда вовремя купленная модная обновка не просто поднимала настроение человеку, но и всю его жизнь изменяла к лучшему», — Людмила Геннадьевна Овсянникова, Синар

© 2008-2019 Сарафан24.рус · Все права на тексты, фото, видео принадлежат авторам
Дизайн: Гудвин