Сюзане

Настенный ковер, вышитый по шелку, бархату или хлопчатобумажному полотну, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране.

Сюзане в переводе персидского языка означает «шитый иглой».

Издревле расшитые панно неизменно присутствовали в каждом доме. Ими украшали стены, они служили оберегом. Самые крупные сюзане, а они достигали 2-3 метров в длину и 2 метра в ширину, создавались обычно к большим торжественным событиям в семье.

Сюзане, как правило, вышивают шёлком или мулине швами «кандахиел» (вид глади), «басма» (гладь вприкреп), «юрма» (тамбурный), по хлопчатобумажной ткани, шёлку или бархату. Ковер изготавливается на подкладке, обшивается тесьмой или чёрной тканью.

Замкнутая композиция с широкой нарядной каймой и центральным полем, заполненным одной крупной узорчатой или несколькими симметрично расположенными розетками либо мотивами (часто символического значения) цветущего куста, плодов, цветов, иногда с изображениями животных.

Популярные мотивы дизайна включают в себе солнце и луну, цветы (особенно тюльпаны, гвоздики, ирисы), листья и виноградные лозы, фрукты (особенно гранаты), изображения рыб и птиц.

Считается, что сюзане возник в конце 18- начале 19 веков, но некоторые специалисты полагают, что они были придуманы задолго до 18 века. В начале 15 века посол Кастилии Руи де Клавихо Гонсалес, который был у Тамерлана в Самарканде, оставил подробные описания вышивок, которые, вероятно, и были предшественниками сюзане.

Нуратинская, бухарская, самаркандская, ургутская, шахрисабзская, ташкентская и ферганская — так называются школы вышивки сюзане — вышитого шелковыми или хлопковыми нитями декоративного панно. Каждую из школ отличают свои особенности шитья и оригинальные расцветки. 

Ташкентская вышивка. В Ташкенте существует два вида больших декоративных вышивок типа сюзане — палак (от слова «фалак», что означает «небесный свод») и гулькурпа. Вся поверхность ташкентской вышивки палак покрыта сплошными вышитыми символами и темно-красными кругами. Композиция гулькурпы выстроена в виде центральной звезды или круга с цветочными ветками, оставляя видимой большую площадь чистой ткани. 

Бухарская вышивка. Вышивка в Бухаре является одной из самых интересных в Центральной Азии. Типичный бухарский дизайн являет собой цветы на тонких ветвях, равномерно распределенных по поверхности ткани, или круглые розетки, обрамленные длинными стеблями. В цветовой гамме используется гармоничное сочетание голубого, серого и светло-желтого с красным, малинового и зеленого цветов.

Нуратинская вышивка. В конце девятнадцатого века в Нурате возник оригинальный стиль вышивки: цветы, вышитые на белом фоне ткани стали визитной карточкой нуратинских рукодельниц. С точки зрения богатства и разнообразия мотивов цветные модели заняли ведущее место в художественной вышивке Узбекистана. Часто растительный орнамент сопровождался фоновым изображением птиц, а также стилизованными изображениями животных и людей. Наиболее распространенным изображением была восьмиконечная звезда в середине и четыре большие ветви в углах. Еще один вид декоративной композиции — это тонкие ромбовидные листья в виде решетки — «тоба-дони». Клетки этой вышивки заполнялись вышитой россыпью цветов, розеток, птиц и животных.

Шахрисабзкая вышивка. В орнаменте вышивки Шахрисабза, как и Самарканда, центральное место занимает большая розетка с разноцветными деталями, обрамленными синими лиственными гирляндами. Иногда — это растительные мотивы с рамкой в виде больших орнаментов и кругов. В Шахрисабзе также были созданы несколько разновидностей тюбетейки. Цветная палитра вышивки основывается на нескольких основных тонах: малиновом, зеленом и красном.

Самаркандская вышивка. Вышивка Самарканда отличается от работ из Нураты и Бухары значительно упрощенной конструкцией, состоящей из розеток в окружении лиственных кругов и ограниченной палитрой с преобладанием сиреневого цвета.

Самаркандская вышивка берет начало с искусства древней Согдианы. Самаркандские изделия, в отличие от Нураты и Бухары, имеют более крупные и лаконичные детали рисунка. При этом важна четкость узоров. Основной самаркандский мотив – круглая розетка малиновых тонов, окруженная лиственным кольцом. Довольно оригинальны вышивки из города Ургут Самаркандской области- это сюзане, вышитые швом «босма» на белой хлопчатобумажной ткани, реже на малиновом или желтом шелке. Синие, желтые стилизованные узоры в виде цветов символизируют солнце. Иногда в орнаментах сюзане встречаются мотивы разных бытовых предметов, как чайники, пиалы. Объемная, плотная вышивка на сюзане из Ургута почти сплошь покрывает поверхность изделия .
На Шахрисабзских изделиях часто помещается большой медальон, а по углам – четверти таких же медальонов. Медальоны имеют геометрический орнамент и насыщенную многоцветную расцветку. Интересны и выразительны вышивки Шахрисабза, выполненные на цветном фоне тамбурным швом.

Сурхандарьинская вышивка. Для современной сурхандарьинской вышивки характерно многообразие самобытных, удивительно красочных и ярких орнаментов, наделённых древним магическим смыслом. Сурхандарьинский стиль вышивки богат растительными орнаментами со всевозможными цветочными вариациями: эгизгуль, лолагуль, пахтагуль, ойгуль и многие другие. Мастерицы Сурхандарьи сумели сохранить практически все виды традиционных мотивов в оформлении всевозможных изделий таких как: байсунские тюбетейки (выполненные в технике «пильта-дузи»), бельбоги (поясные платки), ойна-хальта (мешочки для зеркал), сюзане (настенные матерчатые перегородки), бугджома (покрывала для хранения вещей).

Ферганская вышивка. Вышивки из Ферганской долины отличаются тонким графическим дизайном веточек и концентрическими кольцами с большими свободными площадями фона. Работы ферганских мастериц выполнены на цветном фоне. В основном производятся руиджо и тюбетейки. Большие вышивки, такие как гулькурпа и сюзане, встречаются реже. Декоративная ферганская вышивка с ее тонкими, элегантными линиями, напоминает тюбетейки. В их окраске используется контраст светлых и темных тонов. Над дизайном вышивки работали женщины-художники (калам коши) Их искусство уважали, знания часто переходили от матери к дочери. В зависимости от выбранного изделия, калам коши выбирали форму, размер и состав вышивки.

Кашкадарьинская вышивка. Традиционная кашкадарьинская школа вышивки — это оригинальное переплетение местных, самаркандских и сурхандарьинских школ оформления орнаментов. В декоре кашкадарьинских сюзане в основном используются два типа орнаментов: розеточные и свободно размещенные узоры с цветочными (доирагуль, арчагуль, калампир гуль, райхон гуль, олвали) мотивами. Относительно новое веяние, возникшее в советский период — это изображения животных: птиц (каптарой сюзане) или скорпионов.

В данное время эти мотивы практически не используются. Иногда для тканевой основы используют белый сатин или голубой шёлк, которые потом украшают красивейшими узорами из цветочных орнаментов, изображений граната со всевозможными витиеватыми элементами. Традиционными для узбекской вышивки являются зооморфный и растительный орнаменты. Растительная тема представлена распустившимися кустарниками и цветами, отдельными бутонами на тонких стеблях, вязью из лиственных побегов. В растительный узор нередко вплетались изображения диковинных животных и птиц в ярких оперениях. Вышивка выполнялась шелковыми или шерстяными нитками, выкрашенными растительными красителями на домотканых материях или готовой одежде. Особенно интересны, в этой связи, наряды каракалпачек и сурхандарьинок.    

Все художественные средства мастериц — построение орнамента и его декоративная трактовка, цветовое решение, фактура материала и техника шитья неразрывно между собой связаны. Они дополняют, усиливают друг друга и служат созданию единого гармоничного декоративного художественного произведения.

Узбекская вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества. Древние мифологические символы орнаментов сюзане, одухотворенные фантазией мастериц, олицетворяют преемственность старинных традиций и поэтическую душу народа.  

Бесконечная любовь к природе находит свое отражение в выражение в вышивках искусных швей Бухары, их узоры впитали в себя символы и формы разных эпох. Бухарские сюзане XIX в. отличаются богатством цветочных и растительных мотивов, которые передают бесконечную красоту окружающей природы — это изображение деревьев, цветущих кустов, разнообразных цветов: гвоздик, тюльпанов, пионов, хризантем и т.д. Бухарские сюзане поистине считаются одними из самых красивых в Центральной Азии.


Источник: Анур Тур

Джураева Т. С. Шедевры народного творчества узбеков // https://moluch.ru/archive/89/17402/

Блог команды Сарафан24.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *