Словарь sarafan24: ритейл

Ритейл (от англ. retail — «розничная торговля») — сегмент бизнеса, связанный с продажей товаров или услуг конечным потребителям. В этой сфере товары продаются через магазины, онлайн-платформы, рынки и другие каналы сбыта, доступные для граждан.

Ритейл включает в себя широкий спектр товаров и услуг, начиная с продуктов питания и одежды и заканчивая электроникой, бытовой техникой, косметикой, услугами по туризму. Определяющей особенностью ритейла является то, что его целевая аудитория — потребители, покупающие товары для личного использования, а не для коммерческих целей.

Розничная торговля, розница, ретейл (от англ. retail) — это предпринимательская деятельность по продаже товаров или оказанию услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Исходя из того, что сбыт в розницу ведётся через предприятия розничной торговли, которые требуют содержания торговых площадей, обширного штата работников, большого количества товаров в наличии в зале и на складе, стоимость товаров возрастает. Для покрытия издержек и извлечения прибыли применяется торговая наценка (маржа). Величина наценки регулируется общим состоянием рынка или государственным регулированием цен (на некоторые категории товаров и услуг). На товары (услуги), не входящие в категорию регулируемых государством, наценка может составлять от 30 до 200 % и более.

Чаще всего для подтверждения факта покупки на предприятиях розничной торговли используют кассовый аппарат (за исключением случаев, когда использование кассового аппарата не представляется возможным или при продаже через торговый автомат), печатающий два чека. Один при этом выдаётся покупателю, а второй хранится у продавца.

Кассовые чеки должны содержать:

название предприятия, осуществляющего торговлю,
стоимость товаров (услуг),
сумму налога на добавленную стоимость с указанием ставки налога,
дату и время продажи.
Кроме того, кассовый чек может содержать перечень приобретённых товаров. Если перечня покупки в чеке нет, то к нему может прилагаться накладная и/или счёт-фактура с указанием приобретённых товаров.

История розничной торговли уходит в далёкое прошлое. Люди обменивались товарами и услугами. Первой формой розничной торговли была торговля на рыночных площадях. Ярмарки проводились реже, но были крупнее, чем обычные рынки, они давали возможность купить товары из отдаленных регионов. По мере роста торговли в городах рынки становились крупнее и часто закреплялись на одном месте в виде специальных крытых зданий. Сапожники, портные, булочники часто предлагали покупателю товар из окна мастерской, выходящего на улицу, сначала только в период между базарными днями. К XVIII веку появились магазины, торгующие товарами повседневного спроса.

В XIX веке появились универмаги. Их изобретателями называют Аристида Бусико[фр.], который в 1872 году открыл в Париже универсальный магазин под названием «Au Bon Marché» и Чарльз Дигби Хэррода, преобразовавшего отцовский магазин Harrods в универмаг к 1880 году.

В США сети магазинов начались с основания The Great Atlantic and Pacific Tea Company (A&P) в 1859 году. К началу 1920-х годов в США конкурировали три национальные сети: A&P, Woolworth’s и United Cigar Stores[англ.]

Первым, кто задумался о контроле денежных поступлений в заведении с несколькими продавцами, был Джеймс Якоб Ритти, владелец бара Pony House в городе Дэйтон (штат Огайо), открытого в 1871 году. Популярное заведение упорно не давало прибыли, так как персонал регулярно прикарманивал выручку, а увольнение и набор новых людей не решали проблемы. Совершая путешествие из США в Европу, Ритти однажды заглянул в машинное отделение корабля и увидел там тахометр, подсказавший ему идею учитывать принимаемые от клиентов деньги так же, как тахометр учитывает количество оборотов гребного вала. В 1879 году Ритти изобрел кассовый аппарат. Запатентовав своё изобретение, Ритти продал его Джону Генри Паттерсону[англ.]*, который в 1884 году создал компанию National Cash Register Company. Уже к 1911 году NCR, продавала более одного миллиона кассовых аппаратов в год.

Ещё в ХV — ХVI веках в Германии разбогатевшие лавочники, торговавшие мясом, создавали сети лавок по продаже мяса под единой вывеской.

С 1901 году в Чикаго появилась аптечная сеть Walgreens, которая к 1913 году насчитывала уже 5 аптек. Первые два магазина самообслуживания с прямым доступом к товару были открыты независимо друг от друга в 1912 году в Калифорнии. В 1916 году в Мемфисе зародилась американская сеть супермаркетов Piggly Wiggly[англ.], которая спустя семь лет насчитывала уже 2800 магазинов. К концу 1930-х годов в США насчитывалось уже несколько тысяч торговых точек, работающих по принципу самообслуживания.

В середине 1970-х годов во французской розничной сети Carrefour впервые появились товары под собственным торговым знаком этой сети.

Торговле требовалась автоматизация учёта товаров. В 1974 году состоялась первая продажа товара с отсканированным штрих-кодом. К 1984 году уже 33 % магазинов США имели сканеры для считывания штрих-кодов.

В 1992 году Чарльз Стэк основал первый интернет-магазин books.com по продаже книг. В 1994 году появился интернет-магазин Amazon. В XXI веке интернет-торговля бурно развивается.

Объём розничной торговли во всем мире по итогам 2022 г. оценивается в 27,34 трлн долл. Продажи значительно выросли за последние десятилетия. Рост стимулировали прямые иностранные инвестиции, электронная торговля, улучшение инфраструктуры. Крупнейшими рынками являются США (7,1 трлн долл.), Китай (6,5 трлн долл.), Япония (1,1 трлн долл.), Индия (0,8 трлн долл.) и Германия (0,7 трлн долл.). Динамика этого показателя для разных стран зависит от покупательной способности и численности населения, насыщенности рынка, доступности кредитных продуктов, логистики. Общий объём розничных продаж онлайн в мире по итогам 2022 г. оценивается в 5,7 трлн долл. (20,8 % розничной торговли), что в 4 раза превышает уровень 2014 г., и продолжает расти.

В СССР
Основная статья: Советская торговля
В Российской Федерации
Основная статья: Розничная торговля в России
В Российской Федерации отношения между продавцом и покупателем в системе розничной торговли регулируются Законом о защите прав потребителей.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» вводит следующее определение розничной торговли:
Розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Розничный рынок России по объёму в 2011 году занимал восьмое место в мире (на его долю приходилось около 2 % мирового рынка).

Что еще почитать: Магазин

X5 Group (ранее — X5 Retail Group) — российская продуктовая розничная торговая компания, управляющая торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик», «Виктория», «Красный яр» и «Слата». Компания развивает цифровые бизнесы «Vprok.ru, 5Post, экспресс-доставку, «Много лосося», а также медиаплатформу Food.ru. Доля по выручке на российском рынке продуктовой розницы — 14,6 % (2023), 2-я по выручке российская частная компания (после «Лукойла» и перед «Магнитом», 2021) и 6-я по выручке в списке всех российских компаний (2021). Не надежная компания.

Головная компания X5 Group зарегистрирована в Москве.

Акции в форме глобальных депозитарных расписок котируются на Лондонской фондовой бирже (LSE) и Московской бирже (MCX).

История
Основана в 2006 году в результате слияния розничных торговых сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток». При слиянии объединённая компания получила опцион на право покупки сети гипермаркетов «Карусель» в 2008 году, принадлежавшей тогда акционерам «Пятёрочки».

В феврале 2018 года компания вышла на Московскую биржу (MCX) (биржевой тикер — MCX: FIVE). Также в феврале 2018 года компания обошла по капитализации основного конкурента — «Магнит».

В 2020 году открыты первые «жёсткие» дискаунтеры «Чижик». По информации с официального приложения торговой сети по состоянию на 4 августа 2024 года насчитывается 1839 магазинов.

В 2021 году X5 Retail Group была переименована в X5 Group.

В ноябре 2021 года X5 Group и Альфа-Банк открыли финансовый сервис «X5 Банк». Обе стороны владеют по 49,99 % нового банка, «Альфа Инвестиции» — 0,02 %.

В 2021 году группа приобрела сервис доставки готовой еды «Много лосося».

В 2022 году приобрела контрольные пакеты в проектах «Красный Яр» и «Слата».

В 2023 году закрылся последний гипермаркет «Карусель».

В 2023 году приобрела компанию «Виктория Балтия», которая управляет торговыми сетями супермаркетов «Виктория», «Виктория Квартал», «Моя Виктория», «Дешево» и «Кэш» в Калининградской области, а также Москве и Московской области.

По состоянию на 31 декабря 2023 года управляет более 24 тыс. магазинами, 61 распределительным центром, обладает парком более 5,5 тыс. грузовых автомобилей. В списке поглощений фирмы — несколько десятков федеральных и региональных торговых сетей.

Собственники и руководство
Акционерами X5 являются: CTF Holdings S.A. — 47,86 %, Intertrust Trustees Ltd (Axon Trust) — 11,43 %, директора X5 — 0,1 %. Казначейские акции компании составляют 0,01 %, акции в свободном обращении — 40,6 %.

В 2011 году один из основателей «Пятёрочки» Андрей Рогачёв вышел из капитала X5 Retail Group, продав свой пакет акций 11 % на бирже. Вырученные от продажи средства пошли на создание новой сети дискаунтеров «Верный».

В свободном обращении на Лондонской фондовой бирже (LSE) — глобальные депозитарные расписки на 47,86 % акций компании (биржевой тикер — LSE: FIVE, депозитарий — Bank of New York Mellon). Капитализация компании на Лондонской фондовой бирже в феврале 2020 года — £7,36 млрд или $9,55 млрд.

Руководство
Наблюдательный совет X5 Retail Group в начале ноября 2006 года возглавил сын одного из основателей международной сети Carrefour Эрве Деффоре. В марте 2013 года место председателя наблюдательного совета занял Дмитрий Дорофеев, ранее бывший в нём председателем комитета по назначениям и вознаграждениям. В 2015 году наблюдательный совет X5 возглавил Стефан Дюшарм, который в 2008—2012 годах до перехода на должность главного исполнительного директора компании уже был независимым директором в Наблюдательном совете.

С 2006 и до марта 2011 года пост главного исполнительного директора занимал Лев Хасис.

С июля 2012 по ноябрь 2015 года должность главного исполнительного директора и председателя правления X5 занимал Стефан Дюшарм.

С ноября 2015 года должность главного исполнительного директора компании занимает Игорь Шехтерман.

В марте 2022 года Екатерина Лобачева была назначена на должность президента компании. До этого она была директором по правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти.

Положение на рынке
Рыночная доля по выручке по итогам 2023 года составила 14,6 %. Ближайший конкурент — Магнит с долей рынка продовольственной розницы 10,8 %.

Блог команды Сарафан24.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *