Царица Мода… без нее жить нельзя. Ты можешь проявить личный вкус
лишь в пределах установлений: юбки, штанов, кофт, сюртуков. Смысл и оправдание моды… это то же самое у женщин, что у художника чувство современности, — писатель Михаил Пришвин, из записей в личном дневнике
«1905. Помню, как-то в Петербурге является к нам Михаил Михайлович из заграницы, нарядный и в котелке», — вспоминала встречу с Михаилом Пришвиным его знакомая Мария Введенская, одна из первых выпускниц Бестужевских курсов.
Пришвин одевался как настоящий денди. Он выбирал модные костюмы, под которые носил сорочки с галстуками. Он был заядлым охотником в широкополой шляпе и просторных брюках, которые заправлял в высокие охотничьи сапоги.
151 год со дня рождения Михаилу Пришвину исполняется 4 февраля 2024 года. Писатель, путешественник, фотограф, краевед много писал о природе и человеческих отношениях. Многие помнят его детские произведения:
- Этажи леса
- Деревья в лесу
- Лимон
- Терентий
- Кладовая солнца
- Дедушкин валенок
- Кот
- Золотой луг.
эти произведения вошли в золотой фонд детской литературы. Пришвин признавался: «Писать для детей нелегко: надо быть очень простым, ни в чём, однако, не изменяя своему мастерству».
В 1930-е годы литератор купил фургон, которому дал название «Машенька». На машине он объездил всю страну. Позже фургон сменился «Москвичом».
В начале 30-х Михаил Михайлович побывал на Дальнем Востоке. Результатом путешествия стала книга «Дорогие звери» и повесть «Женьшень». Повесть «Неодетая весна» Пришвин сочинил под впечатлениями от поездки по окрестностям Костромы и Ярославля. В середине 1930-х, побывав на Русском Севере, литератор выпустил книгу рассказов «Берендеева чаща» и взялся за написание повести-сказки «Корабельная чаща».
Михаил Михайлович был уже в достаточно преклонном возрасте, и при этом мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой; с ним обязательно была его записная книжка.
«Борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле, отзывалась всему. Но бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя с Митрашей, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное.Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.
— Тэк-тэк, — чуть слышно постукивает огромная птица Глухарь в темном лесу.
— Шварк-шварк! — Дикий Селезень в воздухе пролетел над речкой.
— Кряк-кряк! — дикая утка Кряква на озерке.
— Гу-гу-гу, — красная птичка Снегирь на березе.
Бекас, небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком. Вроде как бы «жив, жив!» кричит кулик Кроншнеп. Тетерев там где-то бормочет и чуфыкает. Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.
Мы давно, с детства своего, слышим эти звуки, и знаем их, и различаем, и радуемся, и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово:
— Здравствуйте!
И как будто они тогда тоже обрадуются, как будто тогда они тоже все подхватят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого. И закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам:
— Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!», — сказка-быль «Кладовая солнца», 1945 год
Своим главным трудом писатель считал дневник, который вел на протяжении почти 50 лет. Из дневников Пришвина:
Иного человека коренная обида заставляет взяться за перо, другого за браунинг, и это люди совершенно разной природы. Чтобы взяться за перо, надо пережить стыд про себя, от чего-то отказаться, смириться, что-то необходимейшее для всех обойти и, затаив горе, оттуда начать свой путь, как будто ничего и не было себе самому. 10 октября 1934
Все истинные отношения людей друг к другу состоят в том, что один человек открывает в другом личность и тем поднимает его и, даже иногда, можно сказать, воскрешает. Так, например, читатель открывает писателя, и в этом вся культура человечества: культура как дело связи. 5 мая 1944