На встрече с художником Борисом Мессерером

команда блога Сарафан24.ру сегодня послушала историю для будущей книги Бориса Мессерера — художник о художниках. Читатели этого будущего издания узнают, как грузинское гостеприимство проявилось во время работы Бориса Асафовича в Грузии и почему художник возвращался в Москву на самолете наперевес с шарманкой. Расскажем все подробнее.
Конечно, Борису Асафовичу участники встречи задавали разные вопросы. Спросили о том, что бы он посоветовал художникам-сценографам, так как сам Борис Асафович выполнил большое количество работ как художник по костюмам: «Быть шире, уметь рисовать вообще как художник, и тогда можно браться и за смежные проекты», например, Мессерер занимался оформлением выставок в Пушкинском музее.

Хотя и Борис Асафович не стал выделять какую-то выставку, но мы, например, запомнили поход на выставку Сальвадора Дали. Вот что говорили тогда про эту экспозицию: «Бориса Мессерера ведь не просто так называют сценографом выставки, хотя, готовит он вовсе не спектакль. Просто эпатажный Сальвадор Дали любое своё появление на публике превращал в театральное представление. Вот и в этот раз важно вовлечь всех его поклонников в одну большую игру».
И у художника это отлично получается играть со зрителем. Нам хотелось услышать про то, как и чем вдохновляется художник Борис Мессерер, которого называли «королем московской богемы». Видимо, все дело в веселых путешествиях, так же, как говорил, например, о себе скульптор Эрнст Неизвестный «я был веселый мальчик». Так, и с историей о шарманке в Грузии, которую он захотел купить, но владелец той шарманки, которую он услышал, продавать свою не захотел. Чтобы узнать про всю историю и действующих лиц, лучше, конечно, дождаться выхода продолжения книги «Жизнь переходит в память».
А рассказывал Борис Асафович как истинный художник — так же, как будто бы он писал свою картину: начало, потом перешел на эпизод, гораздо поздний — что стало с героями его встреч в Грузии, а затем вернулся в середину, так же как и к нему в Москву приехал алаверды владелец грузинских шарманок и заявился к маме Бориса. Оттуда уже был торжественно препровожден в ресторан Арагви.
Как художник создает слои на холсте, так и в этой истории появлялись слои: еще будучи там, в Грузии, когда Мессерер с гонцами, где например, был Данелия в компании в тот вечер, приехали с просьбой продать ему шарманку, его спросили, сколько у него есть денег: «600 рублей», — отвечал Мессерер, отмечая свою первую работу как сценографа балета с грузинским хореографом, возвращался с хорошим гонораром. «Хорошо, давай сюда свои деньги. Я тебе ее дарю!» — ответил хозяин шарманки. Вот что такое продажи по-грузински.
Представьте себе Мессерера, который играет на шарманке и в таком виде садится в самолет в Москву из Грузии. Так весело отметили первую его работу. В общем весь вечер зал хохотал и веселился от историй Мессерера, интересных, остроумных, ярких.
Лирическое отступление для ботаников и буквоедов, которым интересно «Как это сделано»
В начале встречи Борис Асафович обратил наше внимание про свои приемы повествования: берешься читать биографию, и как будто читаешь выдержки из Википедии. И есть другой способ, его — через живые эссе-рассказы. Рассказывать реальную историю про человека, она и будет частью его биографии. А иначе текст просто не интересный, неживой, как будто читаешь энциклопедию, а не книгу про людей. Вот так мастерство художника проявилось в мастерстве создания живой non-fiction литературы. А этот комментарий уже в продолжение наших практических подборок для тех, кто изучает тему, как начать писать свои тексты. Рекомендуем книги Бориса Асафовича как живые мастер-классы по созданию живых историй от большого мастера.



Организатором встречи выступила Российская государственная библиотека искусств. Сейчас ее читальные залы расположились на площадке Библиотеки иностранной литературы, и это дополнительный момент в помощь нам, чтобы поблагодарить сразу две библиотеки за новые яркие впечатления.