На встрече с художником Борисом Мессерером

команда блога Сарафан24.ру сегодня послушала историю для будущей книги Бориса Мессерера — художник о художниках. Читатели этого будущего издания узнают, как грузинское гостеприимство проявилось во время работы Бориса Асафовича в Грузии и почему художник возвращался в Москву на самолете наперевес с шарманкой. Расскажем все подробнее.

Конечно, Борису Асафовичу участники встречи задавали разные вопросы. Спросили о том, что бы он посоветовал художникам-сценографам, так как сам Борис Асафович выполнил большое количество работ как художник по костюмам: «Быть шире, уметь рисовать вообще как художник, и тогда можно браться и за смежные проекты», например, Мессерер занимался оформлением выставок в Пушкинском музее.

Хотя и Борис Асафович не стал выделять какую-то выставку, но мы, например, запомнили поход на выставку Сальвадора Дали. Вот что говорили тогда про эту экспозицию: «Бориса Мессерера ведь не просто так называют сценографом выставки, хотя, готовит он вовсе не спектакль. Просто эпатажный Сальвадор Дали любое своё появление на публике превращал в театральное представление. Вот и в этот раз важно вовлечь всех его поклонников в одну большую игру».

И у художника это отлично получается играть со зрителем. Нам хотелось услышать про то, как и чем вдохновляется художник Борис Мессерер, которого называли «королем московской богемы». Видимо, все дело в веселых путешествиях, так же, как говорил, например, о себе скульптор Эрнст Неизвестный «я был веселый мальчик». Так, и с историей о шарманке в Грузии, которую он захотел купить, но владелец той шарманки, которую он услышал, продавать свою не захотел. Чтобы узнать про всю историю и действующих лиц, лучше, конечно, дождаться выхода продолжения книги «Жизнь переходит в память».

А рассказывал Борис Асафович как истинный художник — так же, как будто бы он писал свою картину: начало, потом перешел на эпизод, гораздо поздний — что стало с героями его встреч в Грузии, а затем вернулся в середину, так же как и к нему в Москву приехал алаверды владелец грузинских шарманок и заявился к маме Бориса. Оттуда уже был торжественно препровожден в ресторан Арагви.

Как художник создает слои на холсте, так и в этой истории появлялись слои: еще будучи там, в Грузии, когда Мессерер с гонцами, где например, был Данелия в компании в тот вечер, приехали с просьбой продать ему шарманку, его спросили, сколько у него есть денег: «600 рублей», — отвечал Мессерер, отмечая свою первую работу как сценографа балета с грузинским хореографом, возвращался с хорошим гонораром. «Хорошо, давай сюда свои деньги. Я тебе ее дарю!» — ответил хозяин шарманки. Вот что такое продажи по-грузински.

Представьте себе Мессерера, который играет на шарманке и в таком виде садится в самолет в Москву из Грузии. Так весело отметили первую его работу. В общем весь вечер зал хохотал и веселился от историй Мессерера, интересных, остроумных, ярких.

Лирическое отступление для ботаников и буквоедов, которым интересно «Как это сделано»

В начале встречи Борис Асафович обратил наше внимание про свои приемы повествования: берешься читать биографию, и как будто читаешь выдержки из Википедии. И есть другой способ, его — через живые эссе-рассказы. Рассказывать реальную историю про человека, она и будет частью его биографии. А иначе текст просто не интересный, неживой, как будто читаешь энциклопедию, а не книгу про людей. Вот так мастерство художника проявилось в мастерстве создания живой non-fiction литературы. А этот комментарий уже в продолжение наших практических подборок для тех, кто изучает тему, как начать писать свои тексты. Рекомендуем книги Бориса Асафовича как живые мастер-классы по созданию живых историй от большого мастера.

Организатором встречи выступила Российская государственная библиотека искусств. Сейчас ее читальные залы расположились на площадке Библиотеки иностранной литературы, и это дополнительный момент в помощь нам, чтобы поблагодарить сразу две библиотеки за новые яркие впечатления.

История создания библиотеки связана с прославленным Малым театром, в недрах которого она родилась. С момента открытия и до настоящего времени библиотека продолжает оставаться настоящей научно-художественной лабораторией. К ее помощи и сегодня обращаются ведущие мастера искусств, художники театра и кино, художники книги, искусствоведы и театроведы, реставраторы, дизайнеры, студенты творческих ВУЗов, представители смежных с искусством специальностей. Фонды библиотеки насчитывают более 2 миллионов единиц хранения: книг, журналов, газет, газетных вырезок, театральных программ, изобразительных и архивных материалов. «Искусство помогать искусству» — таков девиз Российской государственной библиотеки искусств, продолжающей традиции знаменитой «театралки», которую великий К. С. Станиславский называл «драгоценным источником» знаний. Официальная страница Российской государственной библиотеки искусств на sarafan24.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *