В день 190-летия со дня рождения Александра Бородина в Мариинском театре пройдут показы оперы «Князь Игорь»

12 ноября исполняется 190 лет со дня рождения великого русского композитора Александра Бородина. По этому случаю на исторической сцене Мариинского театра дважды прозвучит его опера «Князь Игорь» — в 12:00 и 19:00. В дневном спектакле главные партии исполнят Евгений Никитин, Инара Козловская, Екатерина Сергеева, Роман Широких, Владимир Ванеев и Мирослав Молчанов, в вечернем — Эдем Умеров, Татьяна Павловская, Зинаида Царенко, Александр Михайлов, Александр Морозов и Михаил Петренко.

Александр Бородин был одним из пяти участников известной творческой группы «Могучая кучка», занимавшихся под руководством Милия Балакирева. Жизнь Бородин делил между музыкой и химией, являясь крупным ученым своей эпохи и профессором Медико-хирургической академии. В результате занятий с Балакиревым он создал большое число музыкальных сочинений, но опера «Князь Игорь» занимает особое место в творческом наследии композитора.

Отважившись на написание «Князя Игоря», Бородин скрупулезно подошел и к составлению либретто. Он изучал оригинал «Слова о полку Игореве» и его разнообразные переводы, а также знакомился с трудами историков об интересовавшей его эпохе.

Впервые представление этой оперы состоялось именно в Мариинском театре в 1890 году, когда композитора уже не было в живых. Свою последнюю крупную работу он создавал на протяжении двух десятилетий, так и не успев закончить. После его смерти Римский-Корсаков и молодой тогда Глазунов взяли на себя обязательства по завершению сочинения.

Ария Игоря — один из лучших номеров оперы. В ней ярко обрисован главный герой — мужественный воин, готовый бороться за родную землю, и в то же время страдающий человек с любящим сердцем.

Первые фразы оркестра вводят в настроение сосредоточенного раздумья: «Ни сна, ни отдыха измученной душе..». Воспоминания о роковой битве пробуждает в пленнике страстное стремление к свободе, мечту о новом походе на врага. Полна неудержимого порыва и мужественной силы основная, героическая тема арии «О дайте, дайте мне свободу».

В «Князе Игоре» нашли выразительное воплощение восточные мотивы, связанные с картинами половецкого акта, балетные сцены этого акта стали настоящей сенсацией во время Русских сезонов Дягилева, а хоровая песня «Улетай на крыльях ветра» по сей день является одной из самых цитируемых мелодий.

Игорь находится в половецком стане, когда приводят невольниц. Они поют и танцуют. Их песни и танцы полны грусти и нежного очарования:

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.

Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под кровом моря
Дремлют горы в облаках.

Там так ярко солнце светит,
Родные горы, светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых.

Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под кровом моря
Дремлют горы в облаках.

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.

Задумчиво-мечтательную песню-пляску «Улетай на крыльях ветра» сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана.

В Четвертом действии у городской стены Путивля Ярославн горько оплакивает печальную судьбу Игоря.

Плач Ярославны возникает их старинных народных голошений и причитаний с характерными для них интонациями увеличенной секунды и тонкой мелодической орнаментикой.

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

Да к милому на море шлю рано по утрам.

Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,

Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.

Я омою князю раны на его кровавом теле. …

Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.

Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,

В море синем корабли лелея? 

Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?

По ковыль-траве рассеял ты моё веселье? 

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

Да к милому на море шлю рано по утрам.

Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,

Через каменные горы в половецкий край дорогу

Ты пробил, Там насады Святослава до кобякова полку

Ты лелеял, мой широкий славный Днепр, Днепр, родной наш Днепр!

Ярославна предстает перед зрителем как простая славянская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчеркивается сравнением ее с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в славянском фольклоре. Вторая тема плача «Я кукушкой перелетной») — та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря.

Обращение Ярославны в силам природы, солнцу, к широкому и славному Днепру — придает ее образу исконные черты древней славянской женщины.

Одно из гениальных мест оперы — хор поселян «Ох, не буйный ветер» в манере распевной протяжной песни. Начинаясь одноголосным запевом, песня постепенно «обрастает» выразительными подголосками. И в каждой следующей строфе запев переходит (как это бывает иногда в народном пении) к новому запевале.

Когда князь Игорь бежит из плена, народ радостно встречает князя. Всеобщим ликованием заканчивается действие.

Опера «Князь Игорь» — одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил ее памяти Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей.

Сегодня в Мариинском театре идет возобновленный спектакль Евгения Соковнина 1954 года в живописном оформлении Нины Тихоновой и Николая Мельникова. Половецкие пляски отсылают к еще более ранней сценической версии оперы — они поставлены Михаилом Фокиным в 1909 году.

Как послушать оперу «Князь Игорь» онлайн?

Цитируем официальный сайт фирмы «Мелодия»:

Фирма «Мелодия» предлагает Вашему вниманию полную запись великого русского музыкального эпоса – оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».
Это сочинение, основанное на древнерусском эпосе «Слово о полку Игореве», при активном использовании других источников, Бородин сочинял на протяжение 19 лет. Вечно занятый, совмещая занятия музыкой с кафедрой профессора химии и активной общественной деятельностью, автор так и не закончил его. «Князь Игорь» дошел до нас благодаря стараниям его друзей, Римского-Корсакова и Глазунова, сумевших придать бородинскому шедевру завершенный характер.
Образы отважного полководца князя Игоря, его верной и мудрой жены Ярославны, пылкого княжича Владимира и разгульного, бесшабашного князя Галицкого; объективный показ враждебного, но по-своему привлекательного мира половцев с их правителем, ханом Кончаком, и его дочерью, страстной Кончаковной, эпическая мощь хоровых сцен, буйство ритмов «Половецких плясок» – множество отдельных, ярких эпизодов оперы Бородина образуют сложное, но гармоничное целое.
К сожалению, большинство театральных постановок и записей этой оперы были сделаны с большими сокращениями. Предлагаемая запись, осуществленная в 1969 г. силами Большого театра СССР с плеядой выдающихся солистов (Иван Петров, Елена Образцова, Владимир Атлантов, Александр Ведерников, Артур Эйзен и др.) под управлением Марка Эрмлера – единственная, в которой вся музыка оперы звучит без купюр.

Государственный академический Мариинский театр Театр оперы и балета в городе Санкт-Петербурге. Один из ведущих музыкальных театров России и мира. Художественный руководитель-директор Мариинского театра — Валерий Гергиев. Символ русской культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *