Реклама молодая. Пушкинский музей показывает британский постер конца XIX – начала XX века

Пушкинский музей показывает британский постер конца XIX – начала XX века.

Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков начала работу выставка «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». В экспозицию включены более 150 рекламных постеров из собрания музея, представляющих творчество лучших английских художников и дизайнеров – Обри Бёрдсли, «Братьев» Беггарстафф, Эдварда Макнайта Коффера, Тома Пёрвиса, Эдварда Боудена, Остина Купера и других мастеров. 

Великобритания стала родиной одного из ярких явлений в мировой художественной культуре ХХ века – рекламного дизайна – и прошла путь от отрицания до «триумфального воцарения иллюстрированной рекламы среди высокомерных муз искусства». Творчество многих британских художников стало поводом для национальной гордости. Благодаря успехам и мировому признанию британских дизайнеров – Эдварда Уодсворта, Фреда Тейлора, Фрэнка Ньюболда, Эдварда Коффера, Остина Купера и Клиффорда Роу – прикладная графика стала культурным наследием и попала в музеи искусства XX века. Британия превратила искусство рекламы в одно из своих национальных достояний.

Но ценность иллюстрированной рекламы не исчерпывается ее художественными достоинствами. Хотя с годами рекламные сообщения перестали были актуальными, постеры продолжают ярко и эмоционально рассказывать о многих событиях прошлого, отражать менталитет нации и иллюстрировать время, культурную и социальную среду в которой они создавались.

Альтернативный текст

ГМИИ им. А.С. Пушкина принадлежит уникальное по полноте и ценности собрание прикладной графики второй половины XIX – начала XX века, самого примечательного периода, связанного с возникновением и развитием национальных школ художественной рекламы. Выставка «Реклама как искусство…» приурочена к выходу каталога, посвященного собранию британского постера в ГМИИ им. А.С. Пушкина и продолжает серию музейных проектов, посвященных итогам научно-исследовательской деятельности и реставрационной работы по восстановлению хрупких документов эпохи – произведений ранней промышленной полиграфии.

Независимая Газета публикует истории, связанные с этой выставкой

В 1914 году Томас Мэйбанк начал иллюстрировать сказочные истории Гарри Голдинга о крошках гоблинах-брауни – в том же году художник посредством рекламных постеров вывел гоблинов в непогоду лондонских улиц, дабы убедить подданных королевства пользоваться метро. «Погода приносит целый воз проблем. Подземка: хорошие поезда и никакой погоды», – так, опустив игру слов с train, можно перевести слоган, который проиллюстрирован видами площади Пикадилли в условиях туманно-облачно-дождливо-снежных превратностей погоды и скачущими меж картинок гоблинами, простуженными, чихающими, мерзнущими и т.д. С помощью метрополитена, согласно рекламе, удобнее было делать почти все: выезжать на прогулки, отправляться на пантомиму, заказывать доставку рождественских подарков и провизии домой. На плакате Альберта Морроу 1900-х годов незадачливый отец семейства дымит сигаретой, глядя на стоящие в снегу корзины и коробки, которые проще было бы отправить домой службой доставки метрополитена. Наконец, когда Эдвард Коффер в 1932 году делал постеры туристических маршрутов с идиллическими пейзажами, реклама связывала национальное настоящее с национальным прошлым цитатами, например, из «Потерянного рая» Мильтона.

Реклама по-английски, наконец вырвавшаяся из надменного неприятия викторианского общества, – это, конечно, диалог именно с местными жителями. Поэтому, скажем, о том, что электрообогреватели – удобно, говорит, с одной стороны, горничная, которая может не бежать растапливать камины во всех комнатах, а, отставив в сторону швабру, по-хозяйски усаживается в кресло, положив ноги на стул. А с другой стороны, терьер и бигль, сидящие на фоне электрообогревателя как символа светлого (буквально) будущего.

#ЯКупец

#ЯКупец! Как бы выглядела Ярмарка для встреч купцов и товаров, если бы Интернет был 200 лет назад? Современные купцы и современные товары теперь встречаются с помощью цифровых технологий. О себе рассказать, на людей посмотреть. Проект ЯКупец! - это еще больше общения на нашей онлайн-Ярмарке. Почувствуйте себя купцом!